Новое в библиотеке


Категории раздела

Разное [7]
Книги [6]
Ветеринария [30]
Инструкция [4]

Мини-чат

Наш опрос

Как вам сайт?! :)
Всего ответов: 6

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Разное

Канистерапия – что это? (часть 1)

Канистерапия – что это?

Использован рисунок Петра Саруханова - гл. художника "Новой Газеты" www.novayagazeta.ru

 

 

Терапия при помощи собак – это лечение или реабилитация? В чем вообще состоит концепция канистерапии, чем конкретно собака лечит? Почему человечья болезнь переходит на собаку? Что можно ожидать от канистерапии в будущем?..

(эти и другие вопросы мы постараемся осветить в данной, постоянно пополняемой статье с подфорумом, где вы тоже можете добавить своё мнение и свой пример)

 

 

 

Почему канистерапия активизировалась недавно?

Несмотря на то, что человек одомашнил собаку, по одним данным, более 30 тысяч лет назад, а по другим - еще раньше, и вообще обязан своим выживанием собаке, отношение к этим животным до сих пор двойственное. Для кого-то «собака – друг человека», кто-то не представляет свою жизнь без собаки, а некоторые относится к собакам весьма презрительно, если не агрессивно. 
Например, ислам традиционно считает собаку нечистым животным – «наджис». Мухаммед якобы сказал: «Ангелы не заходят в дом, где держат собаку…» (Бухари, Муслим). Есть предание, что собака укусила пророка, за что и была проклята. Собака может осквернить одежду, пищу и самого правоверного. После осквернения любой мусульманин обязан совершить очищение…
В христианстве отношение к собакам немногим лучше, в некоторых христианских источниках собака – символ сатаны. Иисус Христос, пусть иносказательно, но активно использовал отрицательный образ собаки: «Не давайте святыни псам…» (Мф. 7:6) «…нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (Мф. 15:26; Мк. 17:27) Апостол не отстает от Христа:«…пес возвращается на свою блевотину…» (2 Петр. 2:22). По традиции, после того, как собака забежала в храм, его нужно переосвящать, что не требуется, если зашла, например, кошка.
Даже будучи человеком неверующим, даже любя собак, тем не менее, нельзя не признать рациональный смысл архаической кинофобии: собака является переносчиком опасных заболеваний и паразитов – бешенства, чумы, лептоспироза (инфекционной желтухи), токсоплазмоза, клещей, гельминтов, стригущего лишая и пр. Потому человек издревле, не имея совершенной гигиентической защиты, но используя собаку как необходимого помощника на охоте и в охране, на дворе и на пастбище, тем не менее должен был держать собаку на какой-то дистанции, вне тесных контактов. Вот для этого и служили религиозные и традиционные запреты.

Симоне Мартини. Фрагмент триптиха блаженного св. Августина Новелла, левая створка, сцена вверху. Августин исцеляет смертельно укушенного собакой ребенка.
Симоне Мартини. Фрагмент триптиха блаженного св. Августина Новелла. Августин исцеляет смертельно укушенного собакой ребенка. Около 1328 г.


Однако в последнее время ситуация с гигиеной, профилактикой, прививками в корне изменилась в положительную сторону. Стало возможно жить с собакой более плотно, контактировать с нею, не подвергая человека опасности заражения. Вот тут-то и актуализовалась новая перспективная специализация собаки – лечебная, целительная, тем более что вектор внимания в медицине всё больше направлен на поиск натуральных, естественных, природных, общедоступных демократичных методов лечения.
Сама формулировка концепции «терапии с участием животных» возникла спонтанно, когда детский психиатр из США Борис Левинсон обнаружил, что его маленькие пациенты активно и положительно реагировали на его собаку, находящуюся в приемной во время сеанса лечения. В 1969 году Б.Левинсон впервые употребил слово «пет-терапия» (от англ. pet – домашний любимец).

"...Левинсон был не первым, кто обнаружил благотворное действие на людей общения с животными. В Древнем Египте собаки были священными символами великой целительницы – богини Гулы, а также других богов, ответственных за врачевание и целительство, например главного божества вавилонского пантеона – Мардука. В Древней Греции собаки играли главную роль в культе бога врачевания Асклепия (Эскулапа), сына Аполлона. Иногда Асклепий посещал пациентов в человеческом обличье, но чаще в виде змеи или собаки, которая зализывала раны больных. Святые раннего христианства часто изображались в компании с собаками, которые их когда-то вылечили. 
Официально зоотерапия как метод была впервые использована в психиатрической больнице «Йорк Ретрит» в Англии в конце XVIII в. При больнице содержали разных животных: собак, кошек, кроликов, птиц. Больных привлекали к уходу за животными и общению с ними. Главный врач больницы полагал, что больные, заботясь о существах еще более слабых, чем они сами, укрепятся в вере в свои силы.
Чуть позже домашних животных стали использовать в одной из больниц Германии для лечения эпилепсии. Это лечебное заведение на 5 тыс. коек существует и поныне. При лечебнице имеются две скотоводческие фермы, содержатся верховые лошади, а также множество мелких животных, которых можно взять в руки, покормить и погладить.
Таким образом, идея зоотерапии принадлежит не Левинсону. Его вклад состоит в том, что он впервые обосновал использование метода зоотерапии и, главное, привлек к нему внимание ученых и врачей.
Одними из первых, кто увлекся идеей Левинсона, были супруги С. и Е. Корсон из университета штата Огайо. Они разработали программу «Психотерапия с помощью животных-любимцев» и стали внедрять ее в психиатрическом учреждении, которое курировал университет..."
[1]

В настоящее время накапливаются обширные эмпирические данные о позитивном собачьем воздействии на здоровье человека, что обещает в будущем прорыв, а, возможно, и качественно иной взгляд на природу болезней.

Из статей 9«…исследования показали, что животные дают нам больше, чем психологические стимулы. Польза для сердечно-сосудистой системы уже доказана. В исследованиях 1980 года, которые проводили Erika Friedmann, Aaron Karcher и другие, было обнаружено, что после выписки из кардиологического отделения больницы Нью-Йорка владельцы животных имели гораздо бОльшие шансы на выздоровление, чем люди, у которых не было животных. 11 из 39 пациентов, у которых не было животных, умерли в течение года, по сравнению с 3 из 53 владельцев животных. В 1995 году Friedmann проводила подобное исследование, имея еще бОльшую выборку пациентов. Она отметила, что только 1 из 87 владельцев животных умер в течение года после выписки. Из 282 человек, у которых не было животных, 19 умерли. Пережить последствия сердечного приступа, предположила она, в девять раз лучше удается владельцам животных…»

По ссылке: «Девочка Даша родилась с нарушением опорно-двигательной системы, поэтому не могла передвигаться. Родители в поисках быстрого и эффективного лечения остановили свой выбор на аниматерапии… Так у юной Даши появился новый друг, щенок по имени Фродо.
Ребенок и собака быстро подружились. Собака отличалась очень покладистым и дружелюбным нравом, все тягания за хвост, пробы на вкус переносила достойно, ни разу не зарычав на ребенка.
Их дружба оказала целительное действие на девочку. Даша, играя с собакой, подражая ей, начала выздоравливать. Вначале у нее стало получаться ползать, а потом и ходить. Фродо оказался «вечным двигателем» для малышки, постоянным стимулом вести активный образ жизни, стараясь не отставать от нее и быть на нее похожей. Так, бегая за псом, девочка почти полностью излечилась.»

По ссылке: «В Мюнхене проходит длительное научное исследование трех тысяч детей, в результате которого сделали вывод, что дети, имеющие контакты с домашними собаками гораздо меньше подвержены аллергии… По данным исследования наличие в доме собаки снижает возможность аллергической реакции на 50 процентов…»

В.* пишет: «У наших знакомых, до того как они завели собаку, хозяйка несколько лет страдала от остеохондроза. Ей было тяжело ходить и вставать с постели. Когда они завели щенка, все болезни как рукой сняло. Сейчас у них уже взрослая собака. И ее хозяйка чувствует себя прекрасно, забыв про свои недуги.…»

 

Экспериментально-реабилитационное направление канистерапии

Реабилитация – самое развитое на сегодня приложение канистерапии. Собак приводят в качестве «доктора» в детские дома, дома инвалидов, дома престарелых, стационарные лечебные, реабилитационные, оздоровительные учреждения, и, путем контакта пациентов с собаками, игр, специальных процедур и упражнений добиваются порой значительного оздоравливающего эффекта: локализации стресса; улучшения самочувствия; нормализации АД и обменных процессов; изменения психологических показателей в позитивную сторону – снижения тревожности, повышения адаптивности, коммуникативности, ощущения неполноценности; уменьшают вероятность наступления и снимают депрессию; улучшают координацию движений больных ДЦП; выводят из аутизма, и многое, многое другое.

 
Англоязычный ролик по канистерапии.

Следует подчеркнуть, что реабилитация – это не терапия, как таковая, т. е. не лечебный процесс, целью которого является облегчение или устранение того или иного заболевания. Реабилитация – это комплекс различных мер по восстановлению автономности, адаптации, трудоспособности и здоровья людей с ограниченными физическими и психическими возможностями в результате перенесённых (реабилитация) или врожденных (абилитация) заболеваний. Позитивное влияние собак в этой сфере несомненны.

     
Фото с чешскогопольскоголатышского сайтов по канистерапии

Обычно, когда канистерапия осуществляется не спонтанно, а организованно, в ней принимают участие специально обученные животные. В ряде государств, например, в Норвегии, подготовкой собак-терапевтов занимаются государственные учреждения, в других – благотворительные общества, фонды, приюты, частные инициаторы. В Москве действуют, например, фонд «Ордынцы», группа «Солнечный пес», учебно-кинологический центр «Собаки - помощники инвалидов». В Санкт-Петербурге работает проект под эгидой Федерации Военного Собаководства, а также Педагогическим университетом разработана программа «Петербургская зоотерапия», и собаки участвуют в лечебной работе детских больниц и медицинских центров. В Тверской области занимается канистерапией Центр Ездового Собаководства «Чу». В Казани в клубе любителей животных «Фауна» идет активная работа под руководством энтузиаста канистерапии Деткиной Э.А. ...

 
Репортаж о канистерапии в Петербурге

 

Еще один репортаж о канистерапии (1 канал. Санкт-Петербург)

Не все собаки получают путевку в реабилитационную канистерапию. Они должны обладать идеальным характером, высокой степенью толерантности, развитым интеллектом. Собаки-терапевты обязаны быть универсалами не только в смысле направленности на разноплановый набор заболеваний, но и выступают в роли «общих», приходящих собак, которые проявляют свои качества не только к своему хозяину. Экспериментальным путем наработаны специальные требования, методические рекомендации по отбору и подготовке собак-врачей. [1213]

А.В.Субботин и Л.Л.Ращевская [10] описывают методику опосредованной терапии – через вовлечение (в основном – детей) в освоение кинологии, методам ухода и обращения собаками. В своих теоретических поисках, авторы подходят вплотную к системному подходу, теории отношений, ставя объектом воздействия канистерапии отношение человека к природе.

«Рассматривая нашу методику, хотелось бы подойти к развитию человека комплексно, не вычленяя его из системы и разбивая на отдельные диагностические блоки, а объединяя его состояния и позиционируя целостность и единство. Очень важно включить человека в систему связей мироздания, преодолеть человеческую ограниченность и надуманную «великость»...
Любви никогда не бывает много, ее всегда не хватает, и если человек в детстве недополучил свою порцию любви, он вырастает несчастным и закомплексованным. Именно этот дефицит любви и ее внешних проявлений в форме физического контакта восполняет общение с домашними любимцами – они любят нас без всяких условий, со всеми нашими недостатками. Это единство с природой и его терапевтичность все понимают на интуитивном уровне. На данном этапе необходимо предать этому осмысленное представление, собрать эти взгляды в некую систему. Именно это мы пытаемся сделать и будем пытаться делать впредь.»
[10]

Всё-таки экспериментальный путь имеет и свой недостаток: минусом, мешающим развитию канистерапии, является отсутствие по сей день понимания самого механизма собачьего воздействия. Никто не знает, как происходит такое лечение, научная теория отсутствует. Поэтому медики весьма скептически относятся к такому, казалось бы, благому делу, и даже в основном не участвуют в самом процессе канистерапии, предоставляя этим заниматься кинологам, психологам и педагогам.

 

Экспериментально-лечебное направление канистерапии

Кроме реабилитационного есть и действительно терапевтические направления канистерапии, например – контактное, в котором собака, как грелка прикладывается непосредственно, как можно ближе к больному органу. Но эффект, конечно же, значительно превышает эффект от простого согревания.

З.* пишет: «Честно сказать, мне абсолютно все равно как это работает, но если у меня давление зашкаливает за 160, самое лучшее лекарство – пёсу под бок и обнять, даже таблетки не так помогают, как он. Хотя он со мной спит в кровати, но не любит, если я его обнимаю. А вот когда у меня давление, то уходить не хочет, лапами за руки цепляется…»

Л.* пишет: «В нашей семье живет голден ретривер. Ей 3 года, зовут Байра. Кроме того, что она всеобщая любимица, она еще и наш семейный доктор! У мужа очень сильно выступали вены на ногах - варикоз. Собака все зализала, причем делала это практически насильно - прижимала ногу лапой и лизала. Поначалу мы не могли понять, что происходит, а потом заметили, что вены стали прятаться и сейчас их почти не заметно. Мне же байруся успокаивает сердце и снимает боли в желудке - укладывается рядом, прижимается всем телом - 10 минут и всю боль снимает, как рукой! Всем, кто еще сомневается - заводите собаку! Это море искренней любви, безграничная преданность и доктор, который всегда рядом!»

Иллюстации из книги Владимира Агафонычева
Примеры приемов контактной терапии из книги В.Агафонычева [4], рекомендованных при болезнях левой стороны головы и органов брюшной полости.

Лечебное направление канистерапии, в отличие от реабилитационного, тяготеет не к «общим», приходящим собакам, а к индивидуальным. Активизация терапевтического альянса «хозяин-собака» – того, что обычно не используется в реабилитации, скорее всего дает радикальной другой эффект, т. к. несравнимо по времени «терапии», дает возможность подстройки собаки и пациента-хозяина в процессе совместной жизни и воспитания животного. Эффективность «своего» контактного терапевта может наглядно демонстрировать такое же воздействие на уровне людей – контакт матери на ребенка. В Австралии произошел такой случай: ребенок родился мертвым, попытки его реанимации не увенчались успехом. Мать прижала неживое тело новорожденного к груди, и через два часа такой контактной терапии он ожил (ссылка). Возможно, что лечебным фактором является не только тепло контактера, но и совпадение, резонанс частот тонусов мышц и других органов, и этот резонанс каким-то образом лучше наводится со «своими». В случае с оживлением новорожденного колебания тонуса матери сыграли роль запускающего стартера. Может быть и в контактной канистерапии происходит такой же процесс.

Тем не менее есть проблема отсутствия понимания механизма лечебного воздействия собаки. Потому авторы, дающие рекомендации по конкретным лечебным действиям с собакой, вынужденно надстраивают теории не сверху вниз – от общего (идеи) к частному, как это принято в науке, а наоборот – отталкиваясь от эксперимента, что приводит к ненаучным концепциям, и низводит медицину до народного целительства. Например, А.Медведев и И.Медведева в своей книге [3] подходят к канистерапии с с позиций даоистской философии, ставя во главу угла медитативные техники:

Медитация любви к собаке:
Погружаясь в эту медитацию, постарайтесь открыть в себе глубинный источник инстинктивной привязанности человека к собаке. Полностью сосредотачиваясь на возникающих чувствах, вы дополнительно усилите их. Это поможет вам еще глубже погрузиться в водоворот приятных переживаний.
Примите удобную позу, расслабьтесь и вызовите у себя состояние «внутренней улыбки»…
После того, как вы вызовите у себя необходимые чувства, сконцентрируйтесь на потоках оргазмических ощущений, которые эти чувства пробуждают в вашем организме.
С помощью дыхания-ци равномерно распространите оргазмические ощущения по всему телу, выполняя «промывание» тела энергией…
[3]

Также зоопсихолог Н.Криволапчук, давая, в общем-то, дельные рекомендации, акцентируясь на отношениях с собакой, тем не менее, значительную часть книги [2] посвящает эзотерике, магии и мистике, с использованием понятий «чакры», «биополе», «порча», «сглаз», «карма»:

«Существуют расхожие представления, связанные с тем, что тот, кто помогает нам в решении кармических задач, может якобы принять на себя чужую ответственность и, стало быть, чужие наказания за грехи. И если собака почти автоматически помогает нам в наших личностных трансформациях, то, может быть, ей грозит еще более тяжелая расплата?..» [2]

 

Диагностика при помощи собак.

Не дожидаясь формулировки научной концепции канистерапии, некоторые программы изучают и используют собачьи возможности в плане диагностики особо значимых и трудновыявляемых заболеваний, например, диагностика рака по запаху в Швеции и в Англии
В университете Калгари (Канада) исследуются возможности собак по предупреждению эпилептических припадков. Для четвероногих диагностов характерно необъяснимо активное поведение. «…В одной из семей собака отодвинула девочку от ступенек незадолго до приступа. Другая собака залезла на малыша верхом, чтобы тот не встал. Ротвейлер лег рядом с ребенком, пытаясь обнять его, видимо, чтобы смягчить падение малыша. Но самое частое предупреждение — вылизывание ребенка…»
Ирландские исследователи собираются доказать, что острое обоняние собак позволяет животным следить за уровнями сахара в крови диабетиков…
Такие исследования безусловно полезны, но не преодолевают ненаучного «метода тыка» – экспериментального подхода в канистерапии. Существует острая нужда в теоретической обрисовке механизма лечебного, реабилитационного и диагностического собачьего воздействия. В свое время алхимия с таким же экспериментальным «методом тыка», с рождением системной теории – «периодического закона» Д.И.Менделеева, превратилась в науку химию, чем увеличила свои возможности в пропорции, скажем, не менее, чем один к ста. Наверное, такой же эффект такого же порядка можно ожидать и от теоретического обоснования канистерапии. 
На роль такой системной теории предлагается идеоаналитическая концепция, основанная на примате идейного над материальным (духовного над телесным), признании главенствующей роли в здоровье человека качества его системы отношений.


(***Продолжение***)


Литература и ссылки:

1. Ильичев В.Д, Силаева О.Л., с использованием данных из книги J.Serpell «In the Company of Animals». Любимые животные вместо лекарств.

2. Криволапчук Н.. Собака + целитель. Как воспитать своего домашнего доктора. СПб., 2007

3. Медведев А., Медведева И. Собака-целитель. 10 основных методов канистерапии. М., 2007

4. Агафонычев В. Как нас лечат собаки. М., 2008

5. Приемы контактной канистерапии - множество рекомендаций по лечению с помощью собак применительно к конкретным симптомам, болезням, проблемам.

6. Исаченко С.М. Причинно-следственные связи заболевания животных с проблемами хозяина.

7. Кузнецов Ю.В.  Идеоанализ. // Популярная психология. 2006. №14. С. 68-73.

8. Кузнецов Ю.В.  Новая философия рака.

9. Общая статья и ссылки на англо- и русско-язычные статьи по канистерапии.

10. Субботин А.В., Ращевская Л.Л.  Лечебная кинология. Теоретические подходы и практическая реализация. М., 2004

11. Материалы научно-практической конференции по работе с детьми различных возрастов и категорий, в т. ч. и по канистерапии. Кострома. Февраль 2009 г.

Среди прочего в материалах конференции: 
Когаловская А.С. Возможности анималотерапии в работе с детьми и подростками, испытывающими трудности в социально-психологической адаптации. 
Поцелуева Е.В. Работа с Центром для детей с ограниченными возможностями Роналда Маконалда. 
Поцелуева Е.В. Программа для слепых и слабовидящих детей. 
Голенищева Н.В. Канистерапия как средство формирования культуры любви у подростков-сирот. 
Голенищева Н.В. коррекционные аспекты канистерапии – зарубежный и российский опыт.

12. Канон канистерапии. (Методические наработки польского общества канистерапии.)

13. Методические рекомендации: подготовка и работа «собак-терапевтов». (Троицкий клуб служебного собаководства)



Источник: http://ideo.ru/canistherapy.html
Категория: Разное | Добавил: Brioni (24.04.2014)
Просмотров: 1462 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Новое на форуме

  • Мопсы в Норильске (2)
  • Касса финпомощи "Mops & Co" (1)
  • Мопсодевочка Бася просит помощи. Сегодня срочно оперируется! (0)
  • Даня - 7 мопсов в ужасных условиях (0)
  • Найден возрастной мопс в Монино (3)
  • Полезные статьи






    Форма входа

    Логин:
    Пароль:

    Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz